Строительство дорог - СтройПрофи

Статьи, новости о строительстве

Технологии строительства, полезные материалы

Строительство дорог является важнейшим фактором экономического развития региона. Посредством автомобильных дорог осуществляется транспортное сообщение между населенными пунктами в непрерывном круглогодичном режиме.

От состояния дорог и уровня развития дорожной сети зависит качество жизни людей в социальном и экономическом смысле.

Дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Основными элементами автомобильных дорог являются:
— основа — земляное полотно;
— второй слой (асфальт, литой асфальт, песок, щебень);
— инженерные сооружения: мосты, опоры мостов, туннели, эстакады, путепроводы.

Виды автомобильных дорог в зависимости от покрытия:
— дороги с твердым покрытием имеют однослойное или многослойное покрытие из смесей или каменных материалов: щебень, гравий, шлак. В зависимости от технологии строительства дороги с твердым покрытием бывают цементобетонные, асфальтобетонные, черные шоссе, гравийные шоссе, булыжные мостовые;
— грунтовые дороги с добавлением гравия, шлака.

Процесс дорожного строительства состоит из нескольких этапов:
1. Проектно-изыскательные и сметные работы для строительства автомобильных дорог. На данном этапе изучается местность, проводится картографический, топографический, геодезический и климатический анализ местности. Исходя из результатов исследования, создается проект и рассчитывается смета. Задача данного этапа: определение оптимального размещения дороги с учетом особенностей рельефа, а также сроков выполнения работ в зависимости от объема строительства и времени года. По технологии строительства дорог работы должны вестись в теплое и сухое время года — от этого зависит качество работы и срок службы дорожного полотна.

2. Подготовка основания дороги (отсыпка) — создание многослойного основания дороги и/или путем стабилизации земляного полотна. Обе технологии не исключают друг друга, могут проводиться последовательно, либо отдельно друг от друга. Сначала снимается верхний, плодородный слой грунта на 20-50 см, создается корыто земляного полотна. Корыто предназначено для укладки дорожных одежд. Далее создается подушка дорожного полотна. Используется песок различной фракции, чаще — крупнофракционный песок. Проводится отсыпка дороги песком не менее 20 см, слой разравнивается, увлажняется. Следующий слой — песчано-гравийная смесь. Для выполнения отсыпки полотна применяется крупногабаритная строительная техника: самосвалы подвозят песок, грейдер разравнивает песчаную подушку, грунтовый виброкаток уплотняет основание, после отсыпки щебня, основание уплотняется тяжелым катком.

В настоящее время активно применяется технология стабилизации грунта. Стабилизация осуществляется посредством введения в грунт добавок (известь, цементы, битумные вяжущие, химические связующие вещества) для улучшения механических свойств грунта.


Сравнение обычного и стабилизированного
«укрепленного» грунтов (Источник: tefond.ru)

Стабилизация верхнего слоя земляного полотна позволяет экономить до 30% сметных средств, увеличивает несущую способность дорожного полотна. Данная технология позволяет вести работы по строительству дорог в районах, где отсутствуют месторождения прочных каменных материалов и песчаных грунтов, а также на слабых почвах с содержанием ила, глины и торфа.


Подготовка многослойного основания дороги
и стабилизация верхнего слоя почвы

Видео:

Закрепление и стабилизация грунта

video-1

3. Устройство кюветов, водоотводных канав. Для этих работ применяется автогрейдер. Кюветы создаются на этапе разработки дорожного корыта. Важный этап: вода должна правильно отводиться с дорожного полотна, не разрушая его. Кювет может быть грунтовым, вымощенный камнем или бетонный.

4. Создание асфальтового покрытия. Асфальт — смесь битумов с гравием и песком или минеральным порошком. Такая смесь изготавливается на месте в строгой пропорции. Применяется также асфальтобетон (щебеночный, гравийный, песчаный), который изготавливается на заводе. Смеси бывают горячие и холодные. Горячие укладываются при температуре 120-165 градусов С, а холодные — не менее 5 градусов С. Покрытие состоит из двух слоев: первый — толстый и крупнозернистый; верхний слой — тонкий, мелкозернистый, укатывается более тщательно. В зависимости от нагрузки укладывается слой асфальта в соответствии с проектной документацией. Для покрытий с планируемой повышенной нагрузкой может укатываться до 4 слоев. Асфальт привозят на самосвалах и укладывают при помощи асфальтоукладчиков. Толщина укладываемого слоя на 15% больше проектного с запасом для уплотенения. Окончательное уплотнение асфальта осуществляют дорожные катки. После этого поверхность обрабатывается битумной имульсией.

Видео:

Укладка асфальта

video-2

5. Устройство дренажной системы. Применяется для отвода ливневых вод. Дренажная система состоит из конструкции лотков, решеток и колодцев, которая изготавливается из пластика или бетона. Пластик применяется для дренажных систем с малой степенью нагрузки (автостоянки, паркинги). На скоростных магистралях и шоссе монтируются бетонные дренажные системы. Выход на поверхность дренажной системы закрывается металлической решеткой.

6. Благоустройство территории — нанесение разметки, установка дорожных знаков, укладка тротуарной плитки, создание парковок, пешеходных дорожек. В настоящее время для эстетики и оформления, например, пешеходных переходов используются цветной асфальт.


Цветной асфальт

7. Содержание автомобильных дорог после строительства. Этот этап можно назвать сервисным обслуживанием. Поддержание дорог в надлежащем состоянии, своевременный ремонт дорожного полотна. Срок службы автодорог составляет 20-30 лет.

Контроль качества и приемка работ осуществляется в рамках отраслевого законодательства, работы принимаются на основании соответствия ГОСТам, СНиПам и строительным нормативам, применяемым в дорожном строительстве. Строительство автодорог является высокозатратной деятельностью в финансовом смысле и требует высокого профессионализма для получения качественного результата. Только слаженная работа команды специалистов и парк тяжелой техники может решить задачу прокладки и строительства дороги «под ключ».

Строительство дорог ведется непрерывно во всем мире, дороги ремонтируются, строятся заново — тем самым обеспечивая транспортную доступность в различные районы.

Строительство дорог в Рязани имеет свои особенности. Активно ведется застройка всех районов города жилыми кварталами и комплексами. Близость к Москве влияет на транспортную загруженность: осуществляется транзитное движение в соседние области через Рязань. Имеется огромное количество участков дорожного полотна, требующих ремонта. По данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» в 2012 году на дорожное строительство в Рязанской области будет выделено около 4 миллиардов рублей. Финансирование будет осуществляться из регионального дорожного фонда в рамках программы «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы». По словам министра транспорта и автомобильных дорог региона Шауката Ахметова в 2012 году впервые муниципальным образованиям будут выделены средства на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и капитальный ремонт дорог местного назначения. В ближайшее время в Рязани строительство автомобильных дорог планируют вести в 3 основных направлениях: общее содержание и ремонт дорог, а также продолжение строительства Северного обхода.

Несмотря на то, что работы по строительству и ремонту дорог ведутся практически круглый год, дорожное хозяйство Рязанской области и всей страны находится удручающем состоянии. Коррупция в сфере органов власти напрямую влияет на развитие дорожной отрасли. Серые схемы финансирования и распределения денежных средств, непрозрачные системы проведения тендеров — широко известны, и о них много говорят в средствах массовой информации. А Россия по состоянию дорог пока остается на уровне стран третьего мира. Современные роскошные транспортные средства перемещаются по дорожному полотну, которое уже давно требует капительного ремонта.