Зимнее содержание дорог - СтройПрофи

Статьи, новости о строительстве

Технологии строительства, полезные материалы

Зимнее содержание дорог — важная часть работы по сезонному обслуживанию дорожного хозяйства. От состояния дорожного покрытия в зимнее время зависит безопасность дорожного движения и его качество. Зимнее содержание автодорог — комплекс работ по предотвращению образования зимней скользкости, а также мероприятия по обработке дорожного покрытия химическими и противогололедными материалами с помощью спецтехники. Зимняя скользкость — это все виды образований на поверхности дороги из-за погодных условий в зимнее время: гололедица, гололед, снежный накат, мокрый снег, рыхлый снег.

 

Виды работ по зимнему содержанию автодорог:

  • защита дорог от снежных заносов;
  • очистка дорог от снега;
  • борьба с зимней скользкостью;
  • защита дорог от лавин;
  • борьба с наледями.

Текущее обслуживание дорожного хозяйства в зимнее время подразумевает постоянную работу, в том числе, и в профилактических целях. Поэтому мероприятия по зимнему содержанию дорог ведутся в следующих направлениях:

  • профилактические мероприятия — обработка покрытий химическими и противогололедными материалами;
  • защитные мероприятия — монтаж устройств снегозащиты от метелевого переноса. Устройства бывают трех видов: снегозадерживающие (задерживают снег — лесные полосы, щиты, заборы, снежные стенки, траншеи, валы, сетки), снегопередувающие (увеличивают скорость снеговетрового потока над дорогой — заборы), снегоизолирующего действия (специальные галереи — только начинают внедряться);
  • мероприятия по удалению снежных и ледяных отложений (уборка и вывоз снега) на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение — обработка снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой.

Для применения профилактических методик и текущего обслуживания дорог в зимний период применяются современные научные методы изучения скользкости дорог. Это изучение климатической характеристики района прохождения трассы, рельефа местности, геологогидравлических условий, растительности, а также расчет объема снегоприноса заданной обеспеченности. Особое внимание уделяется климатическим характеристикам: дата образования устойчивого снежного покрова, число дней с устойчивым снежным покровом, число случаев образования зимней скользкости; и характеристикам: температура воздуха, количество осадков, продолжительность метелевой деятельности. Основными мероприятиями, обеспечивающими снегонезаносимость насыпи, являются обеспечение скорости ветра над проезжей частью, достаточной для сдувания снежной массы, и придание поперечному профилю дороги очертания, обтекаемого для снеговетрового потока (СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»).

Уборка и вывоз снега (снегоочистка) осуществляется патрульным методом (систематический проезд техники), по технологии ликвидации снежных заносов. Применяются плужные снегоочистители (одноотвальные и двухотвальные), роторные и фрезероторные снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры, валоразбрасыватели.

Обработка покрытий дорог бывает фрикционная, химическая, физико-химическая, тепловая (нагрев покрытия). При фрикционной обработке применяются песок, мелкий гравий, отходы дробления, шлак и другие абразивные материалы с размером частиц не более 5-6 мм без примесей глинистых частиц. Обработка осуществляется с помощью пескоразбрызгивателя. На неопасных участках дорог норма расхода песка составляет около 0,3-0,4 м3 на 1 000 м2 покрытия. На опасных участках — спусках, перекрёстках, кривых малого радиуса норму расхода практически удваивают. Песок в течение получаса сносится завихрениями, образующимися в результате движения автотранспортных средств. На дорогах с высокой интенсивностью эффективнее применять комбинированный химико-фрикционный метод. Песчано-соляная смесь не смерзается в комья и дает более высокую адгезию с дорожным полотном, чем абразивная посыпка. Для увеличения эффективности применяют нагрев абразивного материала, который проникает в ледяную корку. Фрикционный метод не устраняет скользкость, а придает поверхности некоторую шероховатость.

При химическом методе для посыпки применяются твердые хлориды и жидкие хлориды. Твердые хлориды: техническая поваренная соль — NaCl, техническая соль сильвинитовых отвалов — NaCl +KCl, хлористый магний — MgCl2, хлористый кальций — CaCl2, хлористый кальций фосфатированный, нитрит кальция мочевина, мочевина (карбамид), гранулированный кальциево-магниевый ацетат. Самый главный недостаток твердых хлоридов — слеживаемость, так как соли обладают высокой гигроскопичностью. Если твердые хлориды комбинируются с абразивными материалами, то применяются пропорции: 9:1, 8:1, 6:1, 4:1.

Нормы расхода для песчано-соляной смеси:

№ п/п

Тип участка дороги

Норма расхода,м3 на 1 000 м2

1.

Неопасный

0,1-0,2

2.

Опасный

0,3-0,4

Среди жидких противогололедных материалов применяются: жидкие хлориды (содержание основного вещества более 15%), жидкие искусственные материалы («Антиснег», «Нордикс», «Грикол») и ингибиторы (вводят в состав солей для уменьшения их корродирующего воздействия на металл).

По данным официального сайта Администрации города Рязани условия зимнего содержания дорог зафиксированы в «Правилах обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани». Однако организация зимней уборки территорий, а также вывоз снега осуществляется с нарушениями. Производится сброс снега в водоемы, что является недопустимым и запрещено экологическими требованиями. Также производится несвоевременная уборка территорий от снега и скопление сугробов на зеленых зонах. В результате происходит загрязнение почвы токсичными элементами, которые оседают на снежном покрове, а во время таяния снега смываются в реки. Согласно распоряжению Администрации города Рязани от 11 октября 2010 года № 1811-р «Об отводе территории для складирования снега» установлено место для  складирования снега, вывозимого с городской территории — возле поста ДПС «Солотчинский» автодороги Рязань — Спас-Клепики. Площадку эксплуатирует специализированное предприятие МП «Спецавтобаза по уборке города Рязани».

Показатели уровня зимнего содержания:

  • ширина чистой от снега и льда поверхности дороги;
  • толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;
  • толщина уплотнённого слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;
  • сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости.

Видео:

В нормативны документы:

  • Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис), взамен ВСН 24-88;
  • Отраслевой дорожный норматив ОДН 218.014-99 Автомобильные дороги общего пользования «Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог» (утв. приказом Федеральной дорожной службы РФ от 12 августа 1999 г. N 272), взамен «Нормативов оснащенности средствами механизации для содержания автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР в 1989 г.;
  • Распоряжение Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р «Об утверждении ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов» и ОДН «Требования к противогололедным материалам»;
  • Распоряжение Федерального дорожного агентства от 10 сентября 2008 г. N 383-р «Об издании и применении ОДМ 218.5.006-2008 «Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений».
  • Автомобильные дороги, зимнее содержание автомобильных магистралей, Министерство автомобильных дорог РСФСР, Центральное бюро научно-технической информации, Москва, 1985 г.